Так начну и я,родилась я в Джавахке,в селе Арагова!
Джавахк - уголок Армении в Грузии
Сообщений 1 страница 30 из 42
Поделиться22007-03-27 21:37:39
Джавахк – историческая справка
Первые упоминания о Джавахке встречаются еще в глинописных надписях периода Ванского царства (Урарту) и относятся к концу IX века до н.э. Царь Ванского царства Аргишти II (786-764 гг. до н.э.) в составленной им знаменитой Хорхорийской надписи упоминает о провинции Забаха (Джабаха), покоренной им наряду с другими соседними областями. По мнению многих историков, уже с начала VIII до н.э. Джавахк, будучи заселен в основном армянами, был присоединен к Ванскому царству и являлся его крайней северо-западной провинцией. Впоследствии Джавахк, к этому времени разделенный на две провинции – Верхний Джавахк и Нижний Джавахк, вошел в состав исторической области (ашхара) Гугарк Великой Армении, и находился в ее составе до падения династии Аршакидовв 428 г.
В дальнейшем, вплоть до VII в. Джавахк, как и остальные области Восточной Армении, входил в состав Персидскогоцарства. Позднее Джавахк, вместе с остальными областями Армении, был захвачен арабами. Провинция Джавахк находилась под арабским господством до конца IX в., когда царь Армении Смбат I Багратуни (890-914 гг.) вновь присоединил всю область Гугарк, вместе с Джавахком, к своему царству.
С ослаблением Армянского царства Багратидов Джавахк в конце X -начале XI вв. вошел в состав царства грузинских Багратидов. В 1044-1047 гг. грузинский царь Баграт IV на месте слияния реки Парвана с ее притоком Карасунахпюр основал крепость Ахалкалак. Однако Джавахк недолго входил в состав царства грузинских Багратидов. В 1064 г. турки-сельджуки во главе с Алп-Асланом захватили и разграбили Ахалкалакскую крепость. С этого времени Джавахк стал постоянно подвергаться разбойничьим набегам турок-сельджуков.
Лишь в конце XII в., в период царствования грузинской царицы Тамары, в результате побед полководцев Иване и Закаре Закарянов над сельджуками, Джавахк был присоединен к Грузинскому царству. Как и остальные территории Северной Армении, Джавахк был отдан в управление представителям армянского княжеского рода Закарянов. В Джавахке правителями были назначены Саркис Тмогвеци и Шалва Торееци. В этот период крупным центром Джавахка, наряду с Ахалкалаком, становиться знаменитая крепость Тмкаберд, находящаяся на берегу Куры.
В 1266 г. правитель Тмкаберда Саркис Джахеци, пользуясь противоречиями между Грузинским царством и вторгшимися монголами, смог основать самостоятельное княжество, которое, усилившись, включало в себя территории от Ташира до Эрзерума, и было известно под именем Самцхетского атабекства. Это княжество, большую часть населения которого составляли армяне, сохраняло свою относительную самостоятельность вплотьдо 1535 г. В 1484 г. персидский шах Якуб со своими войсками вторгся на территорию княжества, разграбил и увел в плен многих жителей. В результате княжество ослабло и несмогло противостоять нападению объединенных сил грузинских царств Имеретии и Картли, которые захватили его в 1535 г. Однако уже в 1547 г. турки-османы захватили крепости Ахалкалак и Ахалцихе, а впоследствии, в 1637 г. основали на территории Джавахка Ахалцихский элайет, впоследствии отдельный санджак (провинцию).
Джавахк издревле был населен армянами, о чем свидетельствуют как армянские, так и грузинские, арабские, турецкие и другие источники. По данным грузинского источника Леонти Мровели, в начале IV в., во время распространения христианства святой Нуне (грузинской Нино), разговорным языком населения Джавахка был армянский. По сведениям турецких налоговых реестров XVI – XVIII вв., в населенных пунктах Джавахка и прилегающих районов в основном проживали армяне. Об этом также пишут грузинский автор Вагушти Багратиони, член конгрегации мхитаристов Гукас Инчичян и другие.
Однако установление турецкого владычества оказало значительное влияние на этнический состав Джавахка. Постепенно христианское население края, и в первую очередь армянское уменьшалось, а вместо этого увеличивалось количество мусульманского населения, в основном за счет лазов и черкесов. К концу XVIII в. Джавахк потерял значительную часть своего коренного армянского населения, часть которого переселилась в другие края, а часть была просто уничтожена. Турецкие власти значительно укрепили Ахалкалакскую и Ахалцихскую крепости, на территории Джавахка был создан Ахалцихский пашалык, являющийся важным форпостом на северо-восточных границах Османской империи.
Новый этап в многовековой истории Джавахка связан с началом установления господства на Кавказе Российской империи. В 1807 и 1810 гг. русские войска дважды осаждали Ахалцихскую крепость,
считавшуюся в то время самой непреступной турецкой крепостью в Передней Азии, но безуспешно. Однако 8 декабря 1811 г. малочисленный отряд русских войск под командованием генерала Котляревского, совершив тяжелый переход в зимних условиях, внезапной ночной атакой захватил Ахалкалакскую крепость. Но в 1812 г., по условиям Бухарестского мирного договора с Турцией, Россия была вынуждена вернуть ей Ахалкалакскую крепость.
С целью оживления экономической жизни опустошенной исторической армянской Лорийской области, до этого входившей в состав Восточной Грузии и вместе с ней в 1801 г. вошедшей в состав России, российские военные власти в начале XIX в. не раз организовывали депортации армянского населения из соседних регионов, принадлежащих Турции и Персии.
В результате таких действий территории Ереванского ханства, Ахалцихского (в состав которого входила и территория исторического Джавахка) и Карского пашалыков лишились части своего коренного армянского населения. Только в ноябре 1810 г., после неудачной осады Ахалцихской крепости, русский главнокомандующий генерал Тормасов насильственно переселил оттуда 1500 свыше христианских семей со всем своим движимым имуществом в Лори и окрестности Тифлиса, не обеспечив их необходимыми средствами, в результате чего многие семьи погибли или рассеялись. Сам Тормасов писал царю, что он так разорил этот край, что врагу понадобится долгое время для его заселения и экономического восстановления.
Поделиться32007-03-27 21:38:16
Во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. русские войска под командованием И.Ф.Паскевича 24 июля 1828 г. вновь захватили Ахалкалакскую крепость и подошли к стенам Ахалциха. Русским войскам предстояло штурмовать самую сильную турецкую крепость на восточных рубежах Османской империи, гарнизон и мусульманское население которого состояли, по свидетельству современников, из
наиболее воинственных жителей Турции. Однако русские войска, в результате решительного и кровопролитного штурма 16 августа 1828 г. захватили Ахалцихскую крепость. Это имело огромное значение для всего дальнейшего хода войны.
Согласно Адрианопольскому мирному договору, заключенному 2 сентября 1829 г., Ахалкалак и Ахалцих вошли в состав Российской империи. Кроме этого, всоответствии с этим договором, в 1830-1831 гг. из Эрзерума, Ардагана и других районов Западной Армении в Джавахк переселилось большое количество армян во главе со своим духовным предводителем архиепископом Карапетом Багратуни. В результате была восстановлена численность армянского населения Джавахка, которое в результате бесконечных войн значительно сократилось.
Наряду с местными 1716 семействами (около 10-11 тыс. человек) армян, 639 семействами мусульман и 179 семействами грузин, здесь поселилось около 58 тысяч армян из Западной Армении. По желанию императора Николая I фельдмаршал И.Ф.Паскевич решил поселить их на территории бывшего Ахалцихского пашалыка, чтобы, как указывал ему император, армянское население несло охрану данного края по примеру казачьих военных поселений в других районах России. А на месте бывшей турецкой крепости был разбит русский военный лагерь – прообраз современной российской базы. Нынешняя Ахалкалакская 62-я база, как и расположенная по соседству старая турецкая крепость – свидетели и символы покорения Россией Закавказья. Армяне Джавахка оказали значительную помощь российским войскам в ходе всех последующих русско-турецких войн XIX в., а также в период Первой мировой войны. Армянское население Джавахка являлось верным оплотом российских военных властей и во время антироссийских выступлений грузинского населения Кавказа, как это было, например, во время крупного восстания в Гурии в 1841 г. За почти два века, всего лишь в течение неполных 3 лет (с 1918 по 1921 гг.) в Ахалкалаки не находилось подразделений российских/советских войск и целые поколения ахалкалакцев выросли с чувством того, что военная база является частью их жизни, истории и гарантией их безопасности.
Присоединение Джавахка к России имело большое значение для нормальной жизни и деятельности армянского населения края. Край стал одним из центров торговли и ремесленничества на Кавказе, усилиями Карапета Багратуни была открыта известная школа Месропян. В Джавахке родились и выросли многие видные сыны армянского народа – писатели Дереник Демирчян и Ваан Терьян, первый ректор Ереванского университета Акоп Манандян, военный министр I Республики Армения Рубен Тер-Минасян и многие другие. Из четырех премьер-министров Республики Армения двое – Ованес Качазнуни и Амо Огаджанян, также были родом из Ахалкалака.
После революции 1917 г. и распада Российской империи в истории Джавахка, как и всего региона, начался новый этап, полный испытаний и трагедий. Русские войска, ведущие боевые действия на
Кавказском фронте первой мировой войны, начали стихийно покидать боевые позиции, что позволило турецким войскам перейти в наступление на всем протяжении фронта. Малочисленные армянские войска оказались не в состоянии противостоять наступлению турецких войск.
В мае 1918 г. турецкие войска, преодолев сопротивление немногочисленных армянских отрядов самообороны, захватили Джавахк. Десятки тысяч армян Джавахка, в основном из Ахалкалака и окрестных сел, в памяти которых были еще свежи воспоминания о геноциде армян 1915 г. в Османской империи, спасаясь от наступления турецких войск, попытались найти убежище на территории Грузии. Однако правительство Грузинской Демократической Республики, созданной в конце мая 1918 г., отдало приказ своим войскам под командованием генерала Арджеванидзе невпускать армянских беженцев на свою территорию, тем самым обрекая их на гибель от холода и голода. Большая часть беженцев из Ахалкалаки была вынуждена обосноваться в лесах в районах Цалки, Боржома и Бакуриана, к северу от Ахалкалака. К началу весны 1919 г. в результате турецкого вторжения, голода, холода и болезней погибло около 40 тыс. армянских беженцев из Ахалкалака и окрестных сел.
Сразу же после своего образования, грузинское правительство выдвинуло свои претензии на населенные армянами области Джавахка, как впрочем и на некоторые другие области Северо-Восточной Армении, что привело в конце 1918 г. к армяно-грузинской войне, которая началось после того, как Турция вывела свои войска с территории Джавахка и Лори. Армянские войска со стороны Александрополя вступили на территорию Джавахка и начали успешно продвигаться вперед. Однако вскоре военные действия были прекращены и в результате Грузия, при поддержке держав Антанты, установила свою власть в Джавахке. Грузинские власти установили в Джавахке режим военной диктатуры, начался процесс принудительного заселения края грузинскими переселенцами из внутренних районов Грузии.
В феврале 1921 г. в Джавахк опять вторглись турецкие войска. Грузинские войска, как и в 1918 г., вновь не оказали никакой помощи армянскому населению края, вынужденному своими силами противостоять турецким войскам. В результате вторжения турецких войск, голода и болезней только в Ахалкалакском районе в 1918-1921 гг. погибло около 50% армянского населения.
После установления советской власти в Армении и Грузии, вновь был поднят вопрос о принадлежности Джавахка. Подавляющее большинство населения края, и в первую очередь Ахалкалакского района, выступало за присоединение края к Советской Армении.
Вопрос о принадлежности Ахалкалакского района был решен на пленуме КавбюроВКП(б) 7 июля 1921 г. и был передан на рассмотрение ЦККПГрузии. Нетрудно догадаться, что ЦККПГрузии однозначно высказался за передачу Ахалкалакского района Советской Грузии. По «случайному» совпадению событий, 5 июля 1921 г. на заседании того же Кавбюро ВКП(б) было принято решение о передаче другой исторической армянской области – Нагорного Карабаха, в состав Советского Азербайджана.
Поделиться42007-03-27 22:05:33
Ты фото поставь,текст читать интересно,но трудновато)))разбивай на абзацы,будет удобнее читать
и напиши личные ощушения,а не историческую справку,ведь свои воспоминания намного информативнее иногда)
Поделиться52007-03-27 22:31:48
я же только создала,вкуснятину оставила но последок))))
Поделиться62007-03-27 23:46:38
Джавахк – один из красивейших регионов Южной Грузии.
Он граничит с Турцией на юге и с Арменией на северо-востоке, расположен на высоте 1690 м над уровнем моря. Самая высокая
точка – гора Абул–достигает отметки 3301 м.
Поделиться72007-03-28 17:15:16
Вот и вид на Ахалкалак(Джавахк) с горы Ташванка
Отредактировано Красота по-Армянски (2007-03-28 17:15:37)
Поделиться82007-03-28 17:22:06
Вот и центр городка,правда пробками не кипит,но все таки живо бывает)))хотя с другой стороны хорошо,что мало пробок,значит чистый экологический воздух)))
Поделиться92007-03-28 17:25:34
Вот и РАНО Ахалка-ого района
Поделиться102007-03-28 17:27:07
Одна из школ в Ахалкалки
Поделиться112007-03-28 17:33:39
Эта наша церков,которая находится в центре города,ракурс фотографии правда неудачный
Поделиться122007-03-28 17:36:51
Теперь перейдем к военному городку и военной базе,которая существовала в Ахалкалаки до недавних пор,пока нее не передислоцировал в Ленинакан.Это общий вид на военный городок
Поделиться132007-03-28 17:41:02
Центр городка,летом очень красиво...
зимой тоже неплохо)
Отредактировано Красота по-Армянски (2007-03-28 17:42:49)
Поделиться142007-03-28 17:49:48
И несомненный отрибут любого военного городка)))
Поделиться152007-03-28 18:01:47
Теперь перейдем к окрестностям,к наикрасивейшим местностям
красиво,чисто,спокойно....эх....
Поделиться162007-03-28 18:12:58
А эта местность называется Вардзя,очень красивое место
А вот дорога,которая ведет к этим прекраснейшим местам
Поделиться172007-03-28 18:15:08
-крепость Хертвиси-
Поделиться182007-03-29 15:17:46
Я думал, что только в Капане красиво. Оказывается у вас тоже ничего)))).
Я одну интересную штуку заметил, стоят два дома рядом, на одном доме балкончики красные. а на друго зеленые))))( такого я еще не видел.
Еще интересно, для чего эти "дырки" в горах, или гроты. В Капане тоже такие штуки встречаются, правда штучками. И я слышал, что там чабаны ночевали, когда свои стада выводили на луга. А на этой фотке так много этих дырочек, типа отель для пастухов)).
А еще у вас странно, то город показан с домами и вокруг ни одной горы, то горы показаны. Так вот, эти горы далеко от домов?
Вообще очень красиво, мне горы очень нравятся.
Поделиться192007-03-29 17:40:16
Я одну интересную штуку заметил, стоят два дома рядом, на одном доме балкончики красные. а на друго зеленые))))( такого я еще не видел.
Зато гармонично))))
Еще интересно, для чего эти "дырки" в горах, или гроты. В Капане тоже такие штуки встречаются, правда штучками. И я слышал, что там чабаны ночевали, когда свои стада выводили на луга. А на этой фотке так много этих дырочек, типа отель для пастухов)).
Мамикон джан,это отнюдь не отель для пастухов,раньше в этих дырочках)))как ты выразился,жили люди,кода еще не строили дома,и к тому же,это было безопасно,ураганы,ветры,дождь и не страшны были,они и сейчас сохранились,они охраняются очень тщательно,и пропускают туда группами,там очень интересно,вот проходишь по этим лабиринтам и четко понятно для чего каждая дырочка,там есть церковь,даже колодец есть там,в этом колодце вода такая холодная,что пить практически невозможно)))есть шанс заболеть,а также правда не в горе,внизу есть бассейн,к котором вода теплая,приближенное к горячей,и эта вода соленая,очень полезная.
А еще у вас странно, то город показан с домами и вокруг ни одной горы, то горы показаны.
Ну тут ничего странного нету,просто ракурс фотографии так получилось, гор рядом достаточно,даже слишком)))но чтобы дома были на горах и такой вариант есть,но это уже дальше от Ахалкалака,отдельные деревни расположены,на высотах,или между горами...
Так вот, эти горы далеко от домов?
Вот чего чего,гор в Ахалкалаки и в ее окрестностях предостаточно)))
Отредактировано Красота по-Армянски (2007-03-29 17:41:52)
Поделиться202007-03-29 17:48:13
А сейчас я бы хотела представить вашему вниманию свою деревню,где я провела свое детство и очень скучаю,моя деревня называется Арагва.....Общий вид с разных точек...красота неописуемая....прям даже можно индийский фильм снимать)))
Отредактировано Красота по-Армянски (2007-03-29 17:49:20)
Поделиться212007-03-29 17:58:24
Вот вашему вниманию представляю гору,на котором есть маленькая церковь,и молодеж,да и не только во время пасхи,и не только во время пасхи поднимаются на эту гору и ставят свечки,веселяться,хорошо проводят время.Кстати здесь часто и барашек и голубей приносят в жертву для плагоболучия своих родных и близких....очень интересно и увлекательно подниматься на эту гору,интерсно но факт,что даже пожалые люди стараются себя перебороть и подняться на эту гору.....
Правда не советую подниматься в эту гору зимой)))))и тем более ночью, на каблуках,снегу по колено,я пробовала,братья заставили)))после этого мне пришлось свои сапожки выбросить, реветь всю дорогу и ругать братьев за то что они притащили меня в час ночи на эту гору,где обитают разного рода звери,было страшно,но когда уже спускались(что было намного сложнее,чем подниматься,мне стало нравиться,но зато пришлось 2 часа у печки греться )))))) ))))
Можно конечно же подниматься на те горы,которые видны,но там сложнее,там воздух острый и не все могут,я не смогла у меня из носа кровь пошла,но есть смельчаки))
Отредактировано Красота по-Армянски (2007-03-29 18:00:42)
Поделиться222007-03-30 00:34:26
Мне по картинке показалось что подняться на эти горы (по-моему это даже не горы, а холмы))) не очень сложно. Это мне так показалось. А ты говоришь что там трудно подниматься, эт наверно из-за нехватки воздуха. А вот зимой надо санки с собой брать или лыжи и тогда спускатья будет не испытание и чистый экстрим))))))). И барашкам и голубям повезло, умереть на вершине горы, хехе. Странно что голубей режут, обычно для матаха петушков режут
Я вот только не понял, церковь это вот "домик" на вершине холма или ее не видно. А то этот домик на церковь не походит.
Поделиться232007-03-31 21:28:24
Мне по картинке показалось что подняться на эти горы (по-моему это даже не горы, а холмы))) не очень сложно.
это вовсе не холмики,и подниматься трудно,по различным причинам и нехватка воздуха в том числе)
А вот зимой надо санки с собой брать или лыжи и тогда спускатья будет не испытание и чистый экстрим))))))).
Конечно экстрим экстримом но эти санки и лыжи надо потащитьнаверх,чего сложнее сложного,так как снега очень много,по колено,если не выше....
Странно что голубей режут, обычно для матаха петушков режут
Это зависит от гуманности человека,кто-то делает азат матах,а кто-то голубчиков на суп)))
Я вот только не понял, церковь это вот "домик" на вершине холма или ее не видно. А то этот домик на церковь не походит.
Это небольшая церковь!А небольшая потому,что сам понимаешь,что поднять наверх материалы сложно....поэтому сколько смогли,столько потащили.Во время строительства этой церквушки погиб человек,он решил подняться на верх на машине,в результате перевернулся....только один человек мог подниматься на технике на эту гору, и то трактором,что было тоже черезвычайно опасно,так как была вероятность сорваться...
Поделиться242007-04-01 02:17:43
Это зависит от гуманности человека,кто-то делает азат матах,а кто-то голубчиков на суп)))
Анушик джан, какая уж тут гуманность, хоть голубка режь, хоть петушка)))) ну ладно это неважно. Я не знал что голуби для матаха испаользуют, а терь узнал. вот это главное)))
Это небольшая церковь!А небольшая потому,что сам понимаешь,что поднять наверх материалы сложно....
значит все таки церковь. Просто там невидно купола, или как еще называется верхнаяя часть, ну короче крестика не видно. А армяне вроде умные люди, и не на таких горах наши армяне строили церкви, храмы и все такое. Вот у нас на горе Хуступ, оч высоко построена маленькая церковь. Правда, я там не бывал, но по рисункам показывали и там оч высоко. Я не знаю как строили, может там дороги какие то есть, но гора крутая, всмысле склон крутой.
Ну ладно, пойду новые фотки у ся выставлю)))
Поделиться252007-04-03 19:01:53
А какая деревня в Самцхе-Джвахатии самая большая?
Поделиться262007-04-04 13:23:21
:bye.gif Привет Красота по-Армянски ).Я бы хотел познакомиться с тобой и узнать тебя так как я тоже из Араговы,малоли мы родственники)))или может мы знакомы!!!anuk_aragva@mail.ru это мой мэил!!!Буду рад знакомству и общению сестричка!)))
Поделиться272007-04-04 19:18:57
А какая деревня в Самцхе-Джвахатии самая большая?
Я конечно 100% не уверена,потому что сейчас очень много людей уезжают,но по-моему Тилиск@
Поделиться282007-04-06 14:45:46
Красота по-Армянски)))))))Привет!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!